Трудовой кодекс не регламентирует, каким именно образом и в какие сроки необходимо выдавать средства индивидуальной защиты. Руководитель организации либо ответственный за это работник вправе решать самостоятельно форму и периодичность выдачи. Если рабочие будут обеспечены средствами защиты постоянно и надлежащего качества, то у проверяющих организаций претензий не возникнет.
Кем заполняется
- Личную карточку учета выдачи СИЗ.
- Журнал учета и содержания средств индивидуальной защиты. Он является альтернативой приведенному выше бланку документа.
- Журнал проверки испытаний СИЗ. Особенно актуален при использовании страховочных поясов и других приспособлений, которые предохраняют от падения с высоты.
Правила заполнения журнала учёта выдачи СИЗ
Не стоит забывать, что к СИЗ также могут относиться смывающие, обезвреживающие средства и иные жидкости. Есть комплексные виды защиты: комбинезоны различной комплектации и назначения. Полный перечень средств защиты на производстве можно найти в ГОСТ 12.4.011-89.
При этом п.96 Правил охраны труда при работе на высоте вменяет в обязанность работников проводить тщательный осмотр страховочных средств до и после использования. Особенно это касается тех средств, которые эксплуатируются под воздействием агрессивных сред, например, привязь сварщика и др.
Как часто должны подвергаться полному осмотру СИЗ от падения с высоты?
- анализ документов – наличие сертификатов соответствия, инструкций по эксплуатации, маркировок;
- изучение истории эксплуатации страховочного средства – карта учёта СИЗ, формуляры по результатам предыдущих проверок;
- визуальный и тактильный осмотр изделия – допустимо применение лупы, щупа и других специальных инструментов;
- проверка функционирования;
- документирование результатов проверки;
- формулировка рекомендаций.
Проверка страховочной привязи
При визуальном осмотре блок-роликов обращают внимание на наличие трещин, отметин, следов износа, деформации и коррозии. Функционально проверяют свободу вращения, оценивают работу пружинных механизмов, лёгкость открывания и закрывания.
При необходимости к работе в комиссии могут привлекаться специалисты из других организаций. Например, для приемки средств индивидуальной защиты органов дыхания в комиссию по приемке могут включаться работники военизированных газоспасательных отрядов, военизированных горноспасательных частей и других аналогичных служб.
КЛАССИФИКАЦИЯ (МАРКИРОВКА) СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПО ЗАЩИТНЫМ СВОЙСТВАМ
3. Комиссия по контролю качества средств индивидуальной защиты (далее — комиссия) создается нанимателем для контроля качества приобретаемых средств индивидуальной защиты, организации их хранения и ухода за ними.
Глава 3. ПОРЯДОК ПРОВЕРКИ КАЧЕСТВА СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
17. Комиссия осуществляет контроль за организацией ухода за средствами индивидуальной защиты: своевременностью их стирки, химчистки, ремонта, дегазации, дезактивации, обезвреживания и обеспыливания, оборудованием мест для чистки и смазки специальной обуви, обеспечение их щетками, мазями и тому подобным.
Причины проведения внепланового и целевого инструктажей указаны в пп. 56 и 58 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда. Для компактного отображения в журнале при указании причин целесообразно присвоить им буквенно-цифровые коды, например:
28. В графе 8 указываются в именительном падеже фамилия, инициалы должностного лица, проводившего инструктаж по охране труда, согласно написанию в персональных кадровых документах. Поскольку указываются инициалы, а не полностью имя и отчество, то для внесения этих сведений достаточно одной строчки графы.
2. Порядок внесения записей в журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда
В журнале для руководителей и специалистов «Охрана труда» за ноябрь месяц 2021 года опубликована Инструкция по ведению журналов регистрации инструктажей по охране труда, которая определяет порядок ведения журналов регистрации вводного инструктажа и инструктажа по охране труда
Данные документы помогут работодателю выполнять свои обязанности в отношении выдаваемых средств защиты, так как кроме приобретения за свой счет и выдачи одежды и обуви, учета выданных средств, работодатель должен следить за правильным применением средств защиты работниками, поддерживать средства защиты в состоянии, пригодном для использования. Кроме того, учет СИЗ, организованный правильным образом, поможет избежать лишних трат на приобретение данных средств, а работникам гарантирует своевременную выдачу специальной одежды и обуви.
Похожие публикации
- номер записи по порядку;
- наименование выданного предмета защиты;
- дата, когда средство защиты было выдано;
- срок службы СИЗ;
- ФИО работника, которые получает указанные средства защиты;
- подпись работника, подтверждающая получение;
- ФИО ответственного за выдачу СИЗ лица;
- подпись ответственного за выдачу средств защиты;
- примечания.
Учет выдаваемых средств индивидуальной защиты
Обложку журнала также целесообразно оформить соответствующим образом: указать название организации, структурного подразделения, название документа («журнал выдачи СИЗ»), дату, когда начато оформление журнала и дату, когда оформление журнала было закончено.