Ответственность За Отсутствие Аттестации Рабочих Мест

Как всегда, мы постараемся ответить на вопрос «Ответственность За Отсутствие Аттестации Рабочих Мест». А еще Вы можете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте не выходя из дома.

  • приказ руководителя о создании и утверждении комиссии по спецоценке;
  • график;
  • перечень включенных в оценку рабочих мест;
  • перечень вредных и опасных факторов на производстве, подлежащих отдельному исследованию;
  • список мероприятий, которые решено осуществить по результатам в сфере охраны труда;
  • отчет об осуществлении оценки;
  • результаты произведенной идентификации потенциально вредных и опасных производственных факторов.

Что и как проверяют

Также в рекомендациях Минтруда указано, что в целях контроля за соблюдением работодателем Федерального закона о СОУТ Минтрудом России совместно с Рострудом в 2021 году планируется реализовать механизм предупреждения нарушений обязательных требований российского законодательства о специальной оценке условий труда. Этот механизм контроля за СОУТ заключается в направлении работодателям письменных предупреждений о недопустимости нарушения требований охраны труда и закона о СОУТ. Таким образом, надзорные органы не сразу прибегают к такой форме наказания, как штраф за отсутствие спецоценки рабочих мест, обычно сначала работодатель получает уведомление. В таком предостережении специалисты Роструда должны установить срок устранения возможного нарушения.

Контроль за СОУТ

31.12.2021 закончился период проведения спецоценки условий труда в России, установленный ФЗ-426. В связи с этим возникали вопросы: когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ? Свои полномочия контролирующие органы уже реализуют в полном объеме: с 01.01.2021 Роструд начал штрафовать работодателей за отсутствие специальной оценки условий труда (СОУТ). Таким образом, штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2021 году последует, если работодатель не имеет на руках результатов проведения СОУТ. Но некоторые из них смогут избежать ответственности, если выполнят рекомендации Минтруда России. Опубликованные министерством разъяснения должны помочь организациям малого бизнеса и ИП в вопросах проведения спецоценки. Рассмотрим подробнее, что советует Минтруд работодателям, чтобы не получить штрафы за отсутствие СОУТ.

По ФЗ № 426-ФЗ от 28.12.2021, проведение спецоценки является обязанностью работодателя, то есть проблемы организации и оплаты процесса учреждение решает самостоятельно. Ответственность за отсутствие СОУТ или нарушения в ее проведении лежит на работодателе.

За что наказывают и как

Процедура СОУТ введена вместо аттестации с 2021 года. Финальный этап проведения процедуры на предприятиях, которые были образованы до вступления закона в силу, завершился 31.12.2021. Работодателям предоставлен длительный переходный период и организации разных форм собственности должны были закончить в этот срок проведение СОУТ, а по ее результатам обозначить в трудовых соглашениях с сотрудниками классы условий их работы. Статья 15 ФЗ № 426-ФЗ предусматривает необходимость довести до сведения сотрудников итоги спецоценки в срок не больше 30 календарных дней с даты утверждения отчета по СОУТ.

Это интересно:  Губернаторские выплаты за второго ребенка нижний новгород

Кого наказывают

  • без всяких препятствий в любое время суток проверять работодателей (при наличии удостоверения);
  • запрашивать любые документы в целях исполнения контрольной функции;
  • изымать образцы материалов, веществ для изучения, по итогам — формировать акт;
  • направлять работодателям предписания по устранению выявленных нарушений с предложениями о наказании ответственных;
  • оформлять протоколы по нарушениям, рассматривать дела по нарушениям административного характера, направлять в органы правопорядка, суд.
  • сведения об оцениваемой организации;
  • перечень рабочих мест с указанием установленных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • карты специальной оценки для каждого рабочего места, содержащие сведения о классе (подклассе) условий труда;
  • протоколы исследований вредных и опасных производственных факторов;
  • протокол оценки эффективности СИЗ для снижения класса (подкласса) условий труда (при наличии);
  • сводная ведомость специальной оценки условий труда;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников;
  • заключения эксперта.

Самое первое, что должна сделать экспертиза, это установить вредные и опасные производственные факторы на рабочих местах. Если таковые факторы не установлены в ходе экспертизы, то в документе обозначаются условия труда как допустимые.

Экспертиза вредных и опасных условий труда

Согласно Федеральному закону от 28 декабря 2021 года N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», работодатели должны провести специальную оценку условий труда на рабочих местах. СОУТ введён вместо аттестации рабочих мест с 2021 года. Работодателям дали 4 года на подготовку. После 31 декабря подготовительный срок завершается. А это означает, что работодателей, которые не провели СОУТ, будут штрафовать, согласно новым положениям КоАП.

В трудовую инспекцию свой отчет экспертная комиссия передаст сама. А организации-заказчику достаточно оформить декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Данные из экспертного отчета переносятся в бланк статистики № 1-Т (условия труда) «Сведения о состоянии условий труда и компенсациях на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».

Порядок проведения аттестации рабочих мест

В первых версиях закона работодатели осуществляли «аттестацию» рабочих мест, которая позднее переросла в «специальную оценку». По действующей ныне редакции стало гораздо легче попасть под штраф за отсутствие аттестации рабочих мест. Еще в 2021 году аттестации подлежали не все рабочие места, теперь же СОУТ должна проводиться для всех.

Похожие публикации

Объем ответственности для нарушителей определяет Кодекс об административных правонарушениях (ч.1 ст. 5.27.1). Так, индивидуальные предприниматели и должностные лица будут оштрафованы на сумму от 5 до 10 тысяч рублей. Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда для организации-работодателя существенно выше и достигает 60 000 – 80 000 рублей (п. 2 ст 5.27_1 КоАП РФ). В сравнении с прежними показателями суммы санкций значительно возросли: штраф за аттестацию рабочих мест в 2021 году составлял 1-5 тысяч рублей для ИП и 30-50 для организаций.

Для вновь образованных работодателем рабочих мест срок проведения СОУТ составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру, в декабре 2021 года, то срок завершения специальной оценки условий труда — декабрь 2021 года.

Это интересно:  Налоги С Доходов Граждан Узбекистана

Штрафы — теория

Роструд уточнил, что штрафовать предприятия с рабочими местами, которые действуют больше года и по которым нет информации о проведении СОУТ в системе ФГИС СОУТ, начнут с 2021 года в автоматическом режиме.

Штрафы — практика

При сдаче декларации в ГИТ их поджидал неприятный сюрприз. В некоторой степени декларация сыграла роль явки с повинной. При приеме декларации трудиснпекторы вручили им повестки о необходимости дать пояснения в связи с нарушением сроков проведения спецоценки.

Во всех остальных случаях компании обязаны провести анализ производственных факторов, определить класс опасности, решить вопросы со средствами защиты, доплатами за вредность, иными гарантиями. Тем, кто не успевает или отказывается этим заниматься, грозит административная ответственность за отсутствие СОУТ в 2021 г. — чаще всего это штраф, хотя есть и более «агрессивные» меры.

Для кого есть исключения

  • законодательством предусмотрено проведение внепланового контроля (ст. 17 закона 426-ФЗ);
  • необходимо оценить наличие вредных и опасных факторов на вакантных местах (Письмо Минтруда от 14.03.2021 № 15-1/ООГ-1041);
  • организация создана менее года назад (сроки, когда начнут штрафовать за отсутствие СОУТ, в этом случае переносятся);
  • работодатель состоит в трудовых отношениях с надомниками и дистанционными сотрудниками (их рабочие места не оценивают) (ст. 3 закона 426-ФЗ);
  • работодателем выступает физическое лицо, не являющееся ИП, либо зарегистрированная религиозная организация (ст. 3 закона 426-ФЗ).

Кто обязан провести СОУТ

Закон о спецоценке заработал в 2021 году, и у работодателей было время на ее проведение вплоть до 31.12.2021. Компании, которые открылись за несколько месяцев до истечения этого срока, успеть ее провести не могли. Поэтому штрафы за отсутствие спецоценки в 2021 году не предусмотрены для работодателей, которые работают менее 1 года.

Можно ответить образно: до поры до времени. Несмотря на то, что проведение АРМ является прямой обязанностью работодателя (ст. 212 ТК РФ), среди них все же находятся те, кто не спешит ее проводить, в связи с чем, ставят под угрозу здоровье и жизнь своих работников.

Непроведение аттестации рабочих мест является административным правонарушением со стороны работодателя. В статье 212 ТК РФ сказано, что проведение аттестации с последующей сертификацией рабочих мест является прямой обязанностью работодателя. За неисполнение законодательства о труде и об охране труда, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Наложение административного штрафа для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей составляет от 1000 до 5000 рублей. Материальное взыскание для юридического лица составляет 30000-50000 рублей. Кроме того, по усмотрению государственного органа, для индивидуального предпринимателя и юридического лица денежное взыскание может быть заменено на административное приостановление деятельности сроком до 90 суток.

Какая ответственность за нарушение порядка аттестации рабочих мест?

Любые нарушения со стороны работодателя законодательства о труде рано или поздно, но будут выявлены. При проверках Роспотребнадзора, Санитарно-эпидемиологической службы, прокуратуры, государственной инспекции по труду запрашиваются материалы аттестации, которые свидетельствуют об оценке условий труда на всех рабочих местах предприятия. При отсутствии этих документов, работодатель облагается штрафными санкциями в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ. Содержание документов по аттестации при проверках также проверяется государственными органами. Главным образом их интересует именно выполнение предписаний и требований по улучшению условий труда, за невыполнение которых работодатель также облагается штрафом по указанной ранее статье.

Это интересно:  На Что Тратится Семейный Сертификат

Работодатель может проводить проверку только совместно со спец. организациями, требования к которым прописаны в ст.19 Закона №426-ФЗ. Таких организаций не так много. Их перечень можно найти на сайте Минтруда.

  • денежный штраф, 400 тыс. руб. и более или до года тюремного заключения — при нанесении существенного вреда здоровью работника (ч. 1);
  • до 4 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть работника (ч. 2);
  • до 5 лет тюремного заключения — если нарушение повлекло смерть 2 работников и более (ч. 3).

Уголовная ответственность

Согласно статистике, до введения проверки в трудовую госинспекцию поступало огромное количество жалоб граждан, связанных с нарушением трудовых условий. Тогда в конце 2021 года, правительством был принят закон о введении обязательной проверки рабочих зон.

4. Допуск к работе лица, не прошедшего в установленном порядке обучение и проверку знания требований охраны труда.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ:
Влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц — от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Действуют ли штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

Согласно ст. 11 426-ФЗ, по результатам проверки подается декларация о соответствии условий труда установленным нормам в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на проведение федерального государственного надзора.

Штраф за отсутствие аттестации рабочих мест в 2021 году

Насколько часто работодателям необходимо проводить спецоценку трудовых условий? В соответствии с п. 4 стат. 8 № 426-ФЗ СОУТ следует организовывать каждые 5 лет, если иные требования не установлены законодательно. Обозначенный срок действия аттестации рабочих мест начинает исчисляться со дня утверждения результатов оценки.

Согласно законодательству, работодатель, имеющий в подчинении людей, неважно в каком количестве, обязан защитить их от негативных факторов, присущих рабочим местам. В охрану труда должно инвестироваться не менее 0,2% денег, затрачиваемых данной организацией на производство товаров. Сумма в реальности получается ничтожная, но даже она не всегда расходуется. Зачастую люди не получают элементарных защитных приборов, не говоря уже о компенсациях за труд в тяжелейших условиях.

Содержание

Аттестация долго провоцировала споры: надо или не надо проверять места офисного планктона? Новый ФЗ поставил точку в споре. Надо проверять. Спецоценка условий труда — неизбежное мероприятие для всех без исключения предпринимателей. Даже если сотрудники сидят в чистом, уютном офисе и нажимают на клавиши ноутбука, это не освобождает их руководство от проверки.

Проведение оценки

В целом, сущность спецоценки не отличается от сущности аттестации. Ключевые отличия состоят в подробной регламентации процедуры ее осуществления и более суровых наказаниях за непроведение или затягивание сроков.

Адвокат Виктор

Работаю в юридической отрасли 19 лет, за это время получил значительный практический опыт в разрешении неоднозначных правовых ситуаций. Подготовка документов различной сложности, составление исковых заявлений в суд, представление интересов в суде. Пишите.

Оцените автора
Центр юридических правовых услуг